Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 

Новые технологии в храмоздательстве куполов церквей

Автор: giftsforme от 30-11-2011, 16:36

Изготовление куполов

 В современной Украине храмовое зодчество может подняться на высокий духовный уровень, если мы будем подходить к каждому этапу возведения дома Божия, сочетая высокий профессионализм с духовными традициями древнерусского храмоздательства. В настоящее время в Украине построено и восстановлено значительное количество православных храмов. Важнейшей частью храма является его глава — купол и венчающий его крест. В связи с возросшим количеством строящихся и восстанавливающихся соборов и церквей создалась острая необходимость в проектировании и производстве красивых и добротных куполов для православных храмов. Например, только в Киевской области за последние десять лет воссозданы 22 купола на древних и новых храмах.

 Оказывается, не так просто сегодня создать купол православного храма, отвечающий всем техническим требованиям и вместе с тем продолжающий вековые традиции православного зодчества. Знание сложившихся архитектурных традиций, скрупулёзный анализ пропорций древних храмов, опыт реставрации памятников архитектуры, изучение древнерусской символики православного храмоздательства позволяют поделиться некоторыми рекомендациями по проектированию храмовых глав.

 Идейная основа формообразования купола в храмоздательстве связана с основой христианской символики. Купол не случайно называется главой или маковицей, это важнейший элемент храма: он является символом Главы Церкви — Господа нашего Иисуса Христа. Из купола органично вырастает венчающий его крест, который является образом распятого Христа. Купол и крест необходимо рассматривать как единое целое, связанное как символически, так и пропорционально. При выборе формы главы необходимо соблюдать чистоту стиля, то есть соответствие стилистического решения купола и венчающего его креста основным архитектурно-стилевым характеристикам самого храма.

 Исторически последовательно сложились следующие типы куполов: византийский шлемовидный; русский луковичный; решённый в стиле барокко — гранённый обычно на восемь граней; и созданный в стиле классицизма — римский купол с фонарём и навершием в виде потира, со шпилем или без него. Каждому типу соответствует свой крест: шлемовидной главе - так называемый корсунский; луковичной - восьмиконечный или сложный крест; гранёной главе — барочный крест.Выбор пропорций заключается в определении основных пропорций для каждого типа купола. Например, при проектировании наиболее распространённой для православных русских храмов луковичной формы купола используется «золотое сечение». Диаметр пучины главы связан с диаметром барабана, на котором эта глава стоит. Обычно для наиболее распространённой луковичной главы соотношение диаметра барабана к диаметру пучины главы составляет 1 : 1,382, а к высоте главы — 1 : 1,618.

 Традиции и символика древнерусского искусства предусматривают использование соответствующего цвета покрытия купола, как определённой характеристики посвящения храма. Например, храмы, освящённые в честь Живоначальной Троицы, Господа нашего Иисуса Христа, Святого Духа, имели купола, покрытые сусальным золотом. Купола храмов, посвящённые Пресвятой Богородице, были окрашены в синий или голубой цвет, с накладными золотыми или жёлтыми звёздами.Маковки храмов, освящённых в честь преподобных, имели зелёный цвет. Но, к сожалению, в приходских провинциальных храмах XVIII—XIX веков, независимо от названия храма, часто из-за недостатка средств, главы красили зелёной краской-медянкой, срок службы которой составлял 10 лет.

 Таким образом, нарушались существующие традиции. Новое церковное строительство — это не только разработка новой архитектурной формы, но и сложная конструктивная задача. Поэтому техническая сторона выполнения глав, крестов, узлов сопряжений предполагает обязательное изучение опыта восьмивекового отечественного храмоздательства. Из новых материалов и технологий, применяемых в церковном строительстве, хочется особо выделить метод сборного производства металлических куполов с покрытием нитридом титана. Несущей основой купола является металлический каркас. Применение профильного прокатного металла для изготовления куполов православных храмов является традиционным уже начиная со второй половины XVIII века — времени широкого освоения железных рудников. Несущую основу каркаса современного купола составляют ветровые связи, представляющие в совокупности обычно восьмигранную пирамиду. При монтаже они опираются на опорное кольцо, заделанное в кладку барабана.

 Луковичная форма образуется журавцами из металлической полосы, которые соединены с опорными кольцами и несущей пирамидой через систему подкосов и связей. В металлических каркасах XVIII и XIX веков важную роль играла мачта, которая опиралась на кирпичную кладку барабана через опорную металлическую крестовину. Это единственное принципиальное отличие в системе несущего каркаса. Вторым отличием является стремление максимально перенести процесс изготовления купола в заводские условия, так что на стройплощадке производится только монтаж изделия при помощи крана или вертолёта. Для изготовления и покрытия купола в цеховых условиях каркас делится на части. Размеры частей определяются возможностями транспортировки: габаритами, весом части и возможностью перемещать её вручную. Несколько слов о замене медных золочёных куполов храмов на купола из нержавеющей стали с покрытием нитридом титана.

 Нанесение покрытия методом вакуумного ионно-плазменного напыления в среде аргона было разработано харьковскими физиками около двадцати лет назад. В то время новое прочное покрытие использовалось для режущих деталей станков и в оборонной промышленности, а позже и в стоматологии. Листовая сталь с титановым покрытием впервые была применена при воссоздании купола храма Христа Спасителя в Москве. Первый опыт производства нового материала для куполов показал, что листы должны отвечать следующим требованиям: однородность цвета всех листов покрытия; равномерность толщины (цвета) плёнки по площади листа; блеск, подобный блеску сусального золота. Однако этого достичь не удалось, и первые «золотые» листы были цвета червонного золота. Сделанные из них купола смотрелись совсем не так, как старинные. Но, несмотря на первые ошибки, новый материал нашёл широкое применение в церковном строительстве. Листовой материал с покрытием нитридом титана выгодно отличается от аналогов с натуральным золочением, он обладает высокой коррозионной стойкостью (в том числе и к таким веществам, как кислота и щёлочь, которые содержатся в агрессивной атмосфере промышленных городов), высокой износостойкостью, экологической чистотой производства, низкой стоимостью, возможностью чеканки и многократной гибки для придания изделию необходимой формы. Срок службы материала без ухудшения потребительских свойств, по разным оценкам, от 50 до 100 лет. Что же касается блеска, то отражающая способность образцов разных фирм-производителей колеблется в диапазоне от 60 до 94% в сравнении с золотом. Причина в материале, на который наносится титановое покрытие толщиной 5—6 мкм.

 Российские фирмы закупают нержавеющую сталь в Финляндии, украинские в Италии. Итальянская сталь дороже, зато обладает блеском. Украинские производители применяют предварительное полирование поверхности стали с помощью химико-гальванической обработки. Таким образом, при подборе материала для купола есть возможность выбрать более матовое или блестящее «золотое» покрытие разных оттенков. Такая технология позволяет выполнять и кресты из нержавеющей стали с покрытием нитридом титана. В настоящее время варианты титанового покрытия широко используются в реставрации и строительстве храмов. Вставки из стали с покрытием оксидом титана применяются и при отделке фасадов храма. Новая цветовая гамма (оттенки синего и зелёного) в сочетании с уже известными качествами этого покрытия позволяют расширить возможности решения творческих задач архитектора.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

По всем вопросам
обращайтесь на e-mail:
npf_lad@ukr.net